Подготовительные процессы
До начала устройства фундаментов необходимо:
• организовать отвод поверхностных вод с площадки;
• проложить необходимые проезды и подъездные пути для транспортировки строительной техники;
• подготовить места складирования, сбора опалубки, укрупнения арматурных сеток и каркасов, доставить монтажную оснастку и приспособление; завезти на склад комплекты опалубки, арматурные сетки и каркасы; выполнить необходимую песчаную, гравийную, фундаментную;
• провести геодезическую разбивку осей и разбивку положения фундаментов в соответствии с проектом;
• указать положение рабочих плоскостей щитов опалубки фундаментов с помощью причалки, штырей, других фиксаторов;
• проверить правильность устройства бетонной подготовки и разметки положения осей и отметок основ фундаментов.
На устройство подготовки под фундаменты должны быть составлены акты на скрытые работы. Подготовленное основание под фундаменты должно быть принято по акту комиссией.
До начала монтажа крупнощитовой опалубки стен и перекрытий на очередном рабочем горизонте должны быть выполнены следующие подготовительные мероприятия:
• нивелирование поверхности перекрытия;
• разбивка осей и разметка положения стен по проекту;
• нанесение на поверхности перекрытие краской рисок, фиксирующих положение опалубки;
• подготовка монтажной оснастки и инструмента;
• очистка поверхности от грязи и мусора, а зимой – дополнительно от снега и льда.
Технология изготовления и установки опалубки
Опалубка на строительную площадку должна поступать комплектно, готова к установке и многократному использованию, без необходимости больших исправлений и доработок.
Контроль доставленного на строительный объект комплекта опалубки должен включать: внешний визуальный осмотр, проверку комплектности, качества используемых материалов , сварных швов, геометрических размеров сборочных единиц и элементов, резьбовых соединений, лакокрасочных покрытий, наличия маркировки на изделиях.
Доставленные на строительную площадку элементы опалубки должны быть размещены в зоне действия монтажного крана. Они должны храниться под навесом, в положении, в котором элементы опалубки размещаются в процессе транспортировки, рассортированными по маркам и типоразмерам и в условиях, исключающих механические повреждения. Щиты опалубки укладывают в штабеля высотой не более 1,2 м на деревянных подкладках и прокладках, остальные крепежные элементы должны храниться в ящиках. До начала монтажа опалубки производят. укрупнительная сборка щитов в панели.
Устройство опалубки фундаментов производят в следующей последовательности:
• монтируют и закрепляют укрупненные панели опалубки нижних ступеней башмака;
• устанавливают собранный короб строго по осям и закрепляют нижние ступени металлическими штырями к основанию;
• ребра укрупненных панелей риски, указывающие положения короба второй ступени фундамента; в соответствии с рисками устанавливают предварительно собранный короб второй ступени фундамента; по нанесенным чертам устраивают короб третьей ступени; на верхний короб наносят риски , указывающие положение короба подколонника;
• устраивают короб подколонника;
• устанавливают и закрепляют опалубку вкладышей.
Технология изготовления опалубки:
• очищают щиты и другие элементы от грязи и раствора;
• наносят антиадгезионное покрытие на опалубку;
• присоединяют кронштейны леса к щиту опалубки;
• соединяют щиты опалубки между собой в единую опалубочную панель с помощью замков; по высоте в угловых и центральных зонах устанавливают три замка; • опалубочные панели с помощью монтажного крана поднимают с места сборки, подают к месту установки и устанавливают вплотную к бетонному цоколю, который забетонирован ранее;
• раскрепляют опалубочные панели с помощью подкосов; укладывают рабочие настилы на кронштейны лесов; стяжки с одной стороны через отверстия в щитах и втулки, расположенные между щитами, протягивают на другую сторону; натягивают стяжки с помощью гаек с одной или двух сторон до полного сопряжения между собой щитов и расположенной между ними втулки, длина которой равна толщине конструкции; осуществляют проверку надежности крепления элементов опалубки и качества ее сборки. При монтаже опалубки под особым контролем находится смещение осей опалубки от проектного положения и отклонения плоскости опалубки от вертикали по всей высоте панели.
В процессе монтажа опалубки перекрытия последовательно выполняются следующие процессы:
• очистка элементов опалубки от грязи и налипшего раствора;
• закрепление в несущих рамах опорных вилок для продольных балок;
• соединение рам между собой с помощью крестовых связей;
• установка продольных балок на опорные вилки;
• покрытие листов ламинированной фанеры антиадгезионным раствором;
• раскладка и крепление листов фанеры на поперечных балках. В процессе установки щитов и панелей для опалубки необходимо постоянно контролировать плотность примыкания элементов друг к другу, размеры щелей в стыковых соединениях, а также отсутствие люфта в шарнирных соединениях опалубки. Щели в стыковых соединениях не должны быть больше 1 мм. Регулярный контроль требует величина прогиба вертикальных поверхностей опалубки стен и колонн, прогиб опалубки перекрытий.
При приеме установленной опалубки проверяют:
• правильность ее комплектации щитами и крепежными элементами;
• надежность соединения щитов между собой замками;
• надежность соединения панелей опалубки между собой с помощью винтовых стяжек; • вертикальность установки щитов в проектное положение.
В смонтированной опалубке проверяют: правильность установки опалубки, поддерживающих элементов и элементов крепления; • соответствие форм и геометрических размеров опалубки рабочим чертежом; совпадение осей опалубки с разбивочными осями; вертикальность и горизонтальность опалубочных плоскостей; правильность установки закладных деталей, пробок, отверстий и др.; плотность стыков и сопряжений элементов опалубки .
Допустимые отклонения при приеме подготовленной опалубки принимают в следующих пределах: отклонения по вертикали плоскости опалубки на 1 м высоты — 5 мм, на всю высоту опалубки — 14 мм; смещение осей опалубки от проектного положения — 8 мм; • смещение осей опалубки относительно осей сооружения — 10 мм. Демонтаж опалубки разрешается проводить после достижения бетоном необходимой прочности. В процессе отрыва опалубки поверхность забетонированной конструкции не должна повреждаться. Демонтаж опалубки производится в порядке обратного монтажа.
После снятия опалубки необходимо: провести визуальный осмотр выполненной конструкции и опалубки; очистить от налипшего бетона все элементы опалубки; смазать палубу щитов, проверить и нанести смазку на соединительные элементы.
Технология изготовления и армирование конструкции
Армирование железобетонных конструкций желательно осуществлять сварными арматурными каркасами и сетками заводского изготовления. Арматурные элементы и готовые сетки доставляют на строительный объект и располагают на площадке для складирования. При приемке доставленной на объект арматуры, сеток и каркасов контролируют соответствие арматурных стержней и сеток проекта, диаметр и расстояние между рабочими стержнями каркасов и сеток. Элементы каркаса, требующие предварительной укрупнительной сборки, привозят на площадку сборки. Арматурные каркасы и сетки собирают на стенде укрупненной сборки с использованием необходимых кондукторов и всех видов сварки: контактной, точечной, электродуговой, в редких случаях вязкой. Арматурные каркасы и сетки комплектуют в пакеты и в таком виде монтажным краном подают в зону выполнения работ.
Арматурные сетки башмаков фундаментов устраивают в опалубке на фиксаторы, обеспечивающие защитный слой бетона по проекту. Другие элементы арматурного каркаса фундамента устанавливают и раскрепляют на сварке или вязальной проволокой при соблюдении необходимого защитного слоя бетона. В процессе монтажа арматуры в опалубку стен и перекрытий особое внимание уделяют обеспечению проектных размеров толщины защитного слоя бетона установке в опалубку, а также технологии изготовления на месте арматурных каркасов и сеток.
Для оценки отклонения от проектных значений положения осей и вертикальности каркасов используют геодезические инструменты.
Технология изготовления арровки и монтажа опалубки взаимосвязаны. В зависимости от месторасположения конструкции можно сначала установить арматуру, а затем опалубку, в которую укладывают арматурные сетки и каркасы. В отдельных случаях устраивают часть опалубки, в нее устанавливают и скрепляют с ней арматурные каркасы, приставляют и соединяют другие опалубочные щиты. Смонтированная арматура должна быть надежно закреплена и сохранена от деформаций и оползней в процессе производства работ по бетонированию конструкций. Крестовые сечения стержней арматуры, положенные поштучно, в местах их связей необходимо скреплять вязальным проволокой или с помощью специальных проволочных соединительных скрепок. Проектное положение арматурных стержней и сеток должно обеспечиваться правильной установкой поддерживающих устройств, шаблонов, фиксаторов, прокладок и подставок В качестве подставок не могут быть применены обрезки арматуры, деревянные бруски, куски кирпича, щебня, гравия.
Прием смонтированной арматуры, всех стыковых соединений должен проводиться до укладки бетонной смеси и оформляться актом на скрытые работы. В акте должны быть указаны возможные отступления от проекта, дана оценка качества смонтированной арматуры.
После установки арматуры и опалубки, проверки качества выполненных работ дается разрешение на производство бетонных работ.
Технология бетонирования
До начала работ по укладке бетонной смеси в опалубку стен и перекрытий необходимо закончить монтаж арматуры и опалубки в пределах захватки. Перед укладкой бетонной смеси нужно проверить качество установки и закрепления опалубки, а также всех конструкций и закрывающихся элементов в процессе бетонирования (арматура, закладные детали и др.)
Перед укладкой бетонной смеси необходимо:
• проверить правильность установки арматуры и опалубки, установки и закрепления фиксаторов, обеспечивающих необходимую толщину защитного слоя бетона;
• принять по акту все скрытые конструкции и элементы, доступ к которым после бетонирование будет невозможно;
• очистить арматуру и опалубку от мусора, грязи и ржавчины.
В состав работ по бетонированию отдельных конструкций входят: прием бетонной смеси и подача ее в зону проведения работ; укладка и уплотнение бетонной смеси; уход за бетоном в процессе набора им необходимой прочности .
Бетонирование фундамента с подколонником выполняется в два этапа. На первом этапе бетонируют все ступени фундамента и подколонник до отметки низа вкладыша, на втором – верхнюю часть подколонника после монтажа и закрепления вкладыша.
Бесперебойную доставку на объект бетонной смеси целесообразно организовать с помощью автобетоносмесителей. Подача бетонной смеси к месту укладки может быть решена в нескольких вариантах. При использовании ушатов их устанавливают на площадке разгрузки и после перегрузки в них бетонной смеси поочередно подают в зону укладки, непосредственно в бетонированную конструкцию (подробнее см. Бетонирование плит перекрытия и арок ).
При бетонировании с использованием автобетононасоса радиус действия его распределительной стрелы позволяет производить укладку бетонной смеси в конструкции в зоне действия стрелы. Нормальная эксплуатация автобетононасоса может быть обеспечена при перекачивании бетонной смеси разрешенной подвижности, что будет способствовать транспортировке бетона на предельные расстояния без расслоения и образования пробок.
Бетонную смесь укладывают горизонтальными слоями толщиной 0,3…0,5 м, без разрывов по длине и с последовательным направлением укладки в одну сторону во всех слоях. Каждый слой тщательно уплотняют глубинными вибраторами. При уплотнении бетонной смеси не допускается опирание вибраторов на арматуру, закладные детали, винтовые стяжки и другие элементы опалубки.
При уплотнении бетонной смеси конец рабочей части вибратора должен погружаться в ранее уложенный слой бетона на 5…10 см. Шаг перестановки вибратора не должен превышать 1,5 радиуса его действия.
Вибровка на одной позиции должна обеспечить достаточное уплотнение, основными признаками которого являются:
• прекращение осадки положенной бетонной смеси;
• появление цементного молока на ее поверхности;
• прекращение выделения на поверхности пузырьков воздуха .
Извлекать вибратор при перестановке следует медленно и, не исключая его, давать тем самым возможность пустоты под наконечником равномерно заполняться бетонной смесью. Укладку следующего слоя бетона необходимо производить до начала схватывания бетонной смеси предыдущего слоя. Перерыв между укладкой слоев бетонной смеси может быть в пределах 40 мин, но следующий слой должен быть уложен до начала схватывания бетонной смеси.
Технология проведения демонтажа опалубки
Минимальная прочность бетона при распалубке незагруженных монолитных конструкций должна быть для вертикальных конструкций с условия сохранения их формы – 0,2…0,3 МПа. Минимальная прочность бетона при распалубке несущих конструкций составляет в зависимости от пролета 70…80%.
Демонтаж опалубки перекрытия, который разрешается производить только после достижения бетоном необходимой прочности, включает такие процессы: опускание несущей конструкции опалубки на несколько сантиметров с помощью винтовых домкратов рам или телескопических стоек;
• отрыв листов фанеры от опалубленной поверхности;
• демонтаж продольных и поперечных балок;
• демонтаж крестовых связей между опорными рамами и стойки.
При установке промежуточных опор в пролете перекрытия и при частичном или последовательном удалении опалубки расчетная прочность бетона может оказаться недостаточной, поэтому в местах установки промежуточных опор необходимо предусматривать дополнительное армирование.
Понравилась статья? Подпишись на обновление сайта >>>
С уважением, админ сайта «Строй-Инфо«