Армирование железобетонных конструкций желательно производить сварными арматурными каркасами и сетками заводского изготовления. На строительном объекте при возведении монолитных железобетонных конструкций выполнения работ следующее:
• укрупнительная сборка пространственных арматурных каркасов;
• установку готовых каркасов и сеток в опалубку;
• установку и в арматуры отдельными стержнями в опалубке.

Если по условиям транспортировки крупноразмерные каркасы или сетки заготавливают или перевозят по частям, то их укрупняют на строительной площадке до проектных размеров дуговой или ванной сваркой. Укрупненную сборку выполняют непосредственно в проектном положении (в опалубке) или вблизи места установки на заранее оборудованной площадке.

Установленная сборка арматурных каркасов перед их подъемом и монтажом позволяет лучше использовать грузоподъемность крана. Монтаж арматурных конструкций следует выполнять преимущественно из крупноразмерных блоков и унифицированных сеток заводского изготовления с обеспечением фиксации защитного слоя.

Смонтированная арматура должна быть надежно закреплена и сохранена от деформаций и оползней в процессе производства работ по бетонированию конструкций.
Стержные арматуры, положенные поштучно, необходимо скреплять вязальной проволокой или с помощью специальных проволочных соединительных скрепок.
Арматуру можно устанавливать в опалубку только после проверки соответствия опалубки проектным размерам с учетом допусков, установленных СНиПом.

При монтаже арматуры в опалубку и последующем бетонировании любой конструкции необходимо соблюдать указанный в проекте здания толщины защитного слоя бетона, т.е. расстояния между наружными поверхностями арматуры и бетона конструкции. Правильно обеспеченный и выполненный защитный слой бетона надежно предохраняет арматуру от коррозионного воздействия внешней среды.

Толщину защитного слоя бетона снабжают разными способами. К пространственным и плоским арматурным каркасам целесообразно приваривать обрезки стержней из нержавеющей стали, упирающиеся в стенки и днище короба опалубки, или удлиненные стержни. Такое решение применяется в том случае, когда конструкция будет работать только в сухих условиях эксплуатации.

При армировании плит перекрытия двумя сетками по высоте проектное положение фиксируют подставками из круглой арматурной стали, изогнутыми «зигзагами» или установкой так называемых «лягушек» для сеток нижнего ряда и «козелков» для верхней сетки.


Применяют заранее заготовленные бетонные подкладки и прокладки, которые целесообразно армировать обрезками вязальной проволоки во избежание раскалывания. Концами проволоки привязывают прокладку к вышерасположенному арматурному стержню. Более новыми типами фиксаторов являются фигурные пластмассовые и прорезные капроновые кольца. Эти фиксаторы характеризуются высокими технологическими свойствами. Во время установки на арматуру такое фигурное кольцо за счет его упругости немного раздвигается и плотно охватывает стержень.

фиксаторы арматуры

Защитный слой бетона в плитах и ​​стенах толщиной до 10 см должен быть не менее 10 мм; в плитах и ​​стенах толщиной более 10 см – не менее 15 мм; в балках и колоннах при диаметре продольной арматуры 20…32 мм — не менее 25 мм, при большем диаметре стержней — не менее 30 мм.

Соединение арматурных элементов и монтаж арматурных конструкций обычно выполняются из транспортных средств с помощью крана, используемого для подачи опалубки и бетонной смеси. Арматурные каркасы массой до 100 кг можно устанавливать вручную, приподнимая краном в зону работ сразу несколько каркасов. Изделия большей массы устанавливают непосредственно краном. Как и для сборных железобетонных элементов, желательно поднимать и монтировать арматурные каркасы в том положении, в котором они будут работать в забетонированной конструкции.

Тяжелые каркасы колонн соединяют с выпусками арматуры нижнего этажа на сварке. При большой высоте колонн арматурный каркас заводят в опалубку, у которой уже собрано две или три стенки. Производят выверку каркаса, соединение с арматурными выпусками, после чего завершают сборку опалубочного блока колонны.

Монтаж арматурных каркасов прогонов и балок производят в готовом коробе опалубки. Сварные сетки и плоские каркасы с односторонним расположением рабочих стержней стыкуют на месте установки без сварки с напуском верхнего каркаса не менее чем на 250 мм. Армирование плит перекрытия устраивают путем укладки в пространственные конструкции готовых сварных сеток, стыковку которых осуществляют внахлестку электроду.

Установка любой арматуры должна производиться так, чтобы не повредить установленную и выверенную опалубку, а также не деформировать арматурные каркасы. В процессе выполнения работ допускаются в отдельных случаях бессварное соединение стержней: стыковые при соединении внахлестку или обжимные гильзы и винтовые муфты с обеспечением стыка и крестообразные, выполняемые вязаной проволокой.

Прием смонтированной арматуры, всех стыковых соединений должен проводиться до укладки бетонной смеси и оформляться актом на скрытые работы, в котором обязательно оценивают качество выполнения работ. Приемку установленной в проектное положение арматуры производят по захваткам, подготовленным для бетонирования.

Кроме проверки проектных размеров смонтированной арматуры по чертежам устанавливают наличие и местоположение фиксаторов, прочность и целостность сборки армоконструкций, которая должна обеспечивать неизменность формы при бетонировании. Кроме этого отмечают все отступления от проекта, сверяют с проектом количество и диаметр стержней, а также правильность их расположения и качество электросварки в местах пересечения стержней.

Еще по теме: сборные железобетонные изделия

Понравилась статья? Подпишись на обновление сайта >>>

С уважением, админ сайта «Строй-Инфо«